Авторы |
Чикилева Елена Николаевна, ведущий специалист Научно- инновационного образовательного центра Научно-исследовательского и опытно-промышленного центра наноструктурированных композиционных материалов, Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова (Россия, г. Белгород, ул. Костюкова, 46), Erakhmanina@yandex.ru
|
Аннотация |
Актуальность и цели. Одним из актуальных вопросов современной реальности является создание системы доступного, качественного и эффективного образования. При этом значительно усиливается роль образования как социального института, которое определяется в качестве основополагающего фактора обеспечения социального порядка и урегулирования социального пространства. В условиях социально-экономических и общественных трансформаций, обновления законодательства, изменений в образовательной политике актуализируется необходимость постоянного повышения квалификации, профессиональной переподготовки кадров, их личностного развития. В этой связи значительно возрастает роль дополнительного профессионального образования (ДПО), которое находится на этапе институционализации, превращаясь в особый сегмент системы российского образования. Целью проведенного социологического исследования являлась идентификация потребностей реального сектора экономики в реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования и определение уровня удовлетворенности работодателей существующей системой ДПО.
Материалы и методы. Реализация исследовательской задачи была достигнута посредством проведения социологического опроса руководителей предприятий малого, среднего и крупного бизнеса Белгородской области, об-
работки и анализа результатов, полученных в ходе социологического исследования.
Результаты. Выполнен комплексный анализ сферы дополнительного профессионального образования Белгородской области с позиции работодателей. Полученную информацию целесообразно использовать при реформировании региональных систем дополнительного профессионального образования с целью их развития и оптимизации.
Выводы. Проведенное исследование позволило сформировать представление о реальной ситуации и фактических проблемах функционирования системы дополнительного профессионального образования в регионе (Белгородской области), определить условия и направления совершенствования в данной сфере.
|
Ключевые слова
|
повышение квалификации, профессиональная переподготовка, компетентность, трудоустройство, социально-профессиональная адаптация
|
Список литературы |
1. Ройтблат, О. В. Нормативно-правовое обеспечение развития системы дополнительного профессионального образования / О. В. Ройтблат // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 6 (49). – С. 143–146.
2. Трубин, Г. А. Тенденции развития дополнительного профессионального образования за рубежом / Г. А. Трубин // Вестник Тюменского государственного университета. – 2011. – № 8. – С. 125–131.
3. Каримов, З. Ш. Теория и практика институциональной интеграции высшего профессионального педагогического образования на основе синтеза внешнего и внутреннего компонентов : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.00 / Кари-
мов З. Ш. – Уфа, 2009. – 47 с.
4. Синицын, В. А. Дополнительное профессиональное образование: от спроса до признания (бизнес – власть – признание) / В. А. Синицын, Л. В. Шевелева, Е. Н. Фрейдлин, Н. П. Чубко // Ползуновский альманах. – 2005. – № 4. – С. 41, 42.
5. Селиверстов, Ю. И. Малый и средний бизнес Белгородской области: современное состояние, государственная поддержка и меры по преодолению кризиса / Ю. И. Селиверстов, А. С. Левченко, Н. В. Королева. – 2015. – URL: http://dprus.com/ wp-content/uploads/2015/08/Maly_i_sredniy_biznes_Belgorodskoy_oblasti.pdf (дата обращения: 02.12.2016).
6. О внесении проекта федерального закона «О независимой оценке квалификации» от 28 марта 2016 г. № 1995п-П12. – URL: http://nopriz.ru/upload/iblock/657/ 01_zakproekt-1029618.pdf (дата обращения: 07.12.2016).
7. Проблемы развития дополнительного профессионального образования. Информационный бюллетень. – М. : НИУ ВШЭ, 2013. – № 7 (70). – 40 с. – (Мониторинг экономики образования).
8. О национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям : Указ Президента РФ от 16 апреля 2014 г. № 249 // СПС «Гарант».
9. Шмелькова, Л. В. О профессиональных стандартах в сфере образования / Л. В. Шмелькова // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. – 2015. – № 1. – С. 1–4.
10. Полу тин, С. В. Формирование социального механизма мотивации работников к инновационной деятельности / С. В. Полутин, А. В. Седлецкий // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2015. –
№ 4 (36). – С. 96–103.
11. Ноулз, М. Ш. Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики / М. Ш. Ноулз. – М., 1980.
12. Тюрин, Э. И. Особенности мотивации получения дополнительного профессионального образования / Э. И. Тюрин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2012. – № 3 (23). – С. 77–83
|